За 20-лений период российская избирательная система, законодательство о выборах претерпели серьезные корректировки, апробированы многочисленные новации, имеются свои достижения в сравнении с общемировым уровнем.
С принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, произошла первая масштабная трансформация институтов народовластия. Затем через год был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» – первый закон, направленный на регулирование выборов в Российской Федерации. В данном законе получил закрепление правовой механизм защиты избирательных прав (их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую избирательную комиссию); оформлена система избирательных комиссий; институт общественного контроля дополнен важным элементом – иностранным (международным) наблюдением; введена норма о завершении предвыборной агитации в предшествующий выборам день и др.
Принципиальное значение для формирования правовой основы российской избирательной системы имели:
1995 год – принятие Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: законодательно признано сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной системы; дано новое определение избирательных объединений (любые организации, устав которых предусматривал участие в выборах); сохранилось распределение одномандатных округов по субъектам Российской Федерации; определены этапы избирательной кампании; сохранены правила выдвижения кандидатов, проведения предвыборной агитации, организации процедуры голосования.
В этом же году принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»: предусматривалось право выдвижения кандидатов избирателями (инициативными группами) и избирательными объединениями (на съездах, конференциях политических партий); требование о сборе 1 млн. подписей в поддержку – не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации; представление декларации о доходах кандидата за 2 предшествующих года; устанавливалась необходимость мотивированного решения ЦИК России об отказе в регистрации и возможность обжалования отказа в Верховном Суде Российской Федерации, решение которого окончательно; предусматривалось изменение в системе избирательных комиссий – ЦИК России, территориальные комиссии; устанавливался запрет на использование служебного положения; устанавливался запрет на участие в предвыборной агитации органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц; расходы на проведение выборов – отдельной строкой в бюджете; создание избирательных фондов кандидатов и др.
В 1997 году – новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: установил обязательность и периодичность выборов, избирательный залог; в заявлении о согласии баллотироваться – данные о неснятых и погашенных судимостях; представление сведений о доходах и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; проверка избирательными комиссиями указанных сведений с привлечением государственных органов. Внесение изменений в специальные законы о выборах (Государственной Думы, Президента Российской Федерации). Законодательство о выборах продолжало изменяться.
Новации в законодательство о выборах вносились с целью создания дополнительных гарантий реализации избирательных прав граждан и иных участников избирательного процесса, соблюдения демократических принципов проведения выборов, укрепления представительной демократии и народовластия, совершенствования избирательного процесса, усиления роли политических партий в обществе и государстве, обеспечения равенства оснований их участия в избирательных кампаниях.
Новый этап
в развитии избирательной системы Российской Федерации
Новый этап был обусловлен принятием в июле 2001 года Федерального закона «О политических партиях».
В связи с его принятием в законодательство были внесены и иные изменения. На федеральных и региональных выборах избирательными объединениями признаются только политические партии и их региональные объединения, на муниципальных – и иные общественные объединения; изменение понятия избирательный блок; стимулируется участие политических партий в выборах, вводится смешанная избирательная система на выборах депутатов региональных парламентов, новый порядок формирования избирательных комиссий (12 – по представлению политических партий).
Следующим этапом в развитии избирательной системы Российской Федерациистало введение исключительно пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году. Выборы федерального парламента уже дважды (2007-2011 гг.) проводились по пропорциональной избирательной системе.
Динамика уровня заградительного барьера на выборах депутатов Государственной Думы за прошедшие годы варьировалась от 5 процентов в 1993-1995-1999-2003 годах до 7 процентов в 2007-2011 годах и до 5 процентов на предстоящих выборах в 2016 году. На выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов. Аналогичный порядок установлен и на выборах в региональные парламенты.
В период с 1995 по 2011 годы количество политических партий (общественных объединений), имеющих право самостоятельного участия в федеральных выборах, неуклонно уменьшалось:
1995 г. – 273, 1999 г. – 139, 2003 г. – 64, 2007 г. – 15, 2011 г. – 7.
Установленный заградительный барьер обеспечил прохождение в Государственную Думу:
в 1993 году – из 13 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 8;
в 1995 году – из 43 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 4;
в 1999 году – из 26 избирательных объединений и блоков 5 процентный барьер преодолели 6;
в 2003 году – из 23 партий, избирательных блоков 5-процентный барьер преодолели 4;
в 2007 году – из 11 участников избирательной кампании 7-процентный преодолели четыре (полностью пропорциональная избирательная система);
в 2011 году – из 7 участников 7-процентный барьер преодолели 4 (полностью пропорциональная избирательная система).
С течением времени было введено поэтапное снижение минимального количества членов организации, требуемое для получения или подтверждения юридического статуса политической партии. В период с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года необходимые количественные требования к численности партии снижены с 50 тысяч до 45 тысяч членов и с 500 до 450 членов в ее региональных отделениях более чем в половине субъектов Российской Федерации; с 1 января 2012 года для регистрации партии необходимо было 40 тысяч членов и по 400 членов в ее региональных отделениях более чем в половине субъектов Российской Федерации.
В 2012 году закон о политических партиях претерпел значительные изменения.
Это прежде всего выразилось в упрощении требований к регистрации политических партий. Так, с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов; к вновь создаваемым партиям такое требование применяется уже в настоящее время.
В то же время отменены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые, тем не менее, могут быть установлены уставом политической партии. При этом политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Важное дополнение – с учетом указанных изменений политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.
Существенным образом изменилось требование к представляемым подписям избирателей при регистрации кандидатов, избирательных объединений.
В Российской Федерации идея отмены сбора подписей партиями на парламентских выборах обсуждалась давно. Федеральный закон* предусматривает, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента Российской Федерации, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей. Таким образом, только общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.
Об участии политических партий
в выборах 14 октября 2012 года
Либерализация законодательства о партиях повысила градус политической активности в России. В результате различных институциональных изменений на политическом пространстве России в настоящее время действуют 43 политические партии, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации, из которых 7 – политические старожилы.
На выборах, проводившихся 14 октября 2012 года, правом участия в избирательных кампаниях в зависимости от даты опубликования решения о назначении выборов в конкретном субъекте Российской Федерации и вида выборов, обладали 28 политических партий, из них 20 – зарегистрированных в 2012 году и еще одна – изменила название. 26 политических партий воспользовались своим правом принимать участие в выборах, которые проводились 14 октября т.г.
Приняты изменения, связанные с прямыми выборами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Конечно, нельзя обойти вниманием выборы глав российских регионов, которые согласно Федеральному закону, вступившему в силу с 1 июня 2012 года, избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С 2005 года такие выборы не проводились, но уже 14 октября 2012 года они состоялись в пяти регионах страны.
Изменился порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – от выборов в 1993 году осуществлен переход к формированию в составе двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации (глава законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти, по должности); далее к избранию законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок его полномочий и назначению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. С 1 января 2011 года вступил в силу новый порядок формирования Совета Федерации, согласно которому избранным (назначенным) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. 20 ноября т.г. Государственной Думой принят и 21 ноября направлен в Совет Федерации Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий две различные процедуры наделения полномочиями членов Совета Федерации: представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (из состава депутатского корпуса, при соответствии определенным в законе требованиям и ограничениям, вносится на рассмотрение его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатского корпуса) и представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при проведении выборов кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет в избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, определенным в указанном Федеральном законе, одна из которых будет наделена соответствующими полномочиями в случае избрания представившего ее кандидата), на срок их полномочий. В случае, если Федеральный закон будет поддержан Советом Федерации и подписан Президента Российской Федерации, он вступит в силу с 1 января 2013 года.
За прошедшие годы отменены строка «Против всех кандидатов» (Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене, а также «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися. Отменено право на образование избирательных блоков. Исключено использование избирательного залога в качестве «страховочного» основания для регистрации наряду с представлением подписей избирателей.
Изменения затронули и процедуру голосования. Ужесточены требования к организации досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления и уточнен порядок использования открепительных удостоверений.
Развитие избирательной системы Российской Федерации обусловлено также либерализацией ограничительных норм в избирательном законодательстве. Имеется ввиду: уменьшение перечня оснований для отказа в регистрации кандидатов; политические партии, получившие более 5, но менее 7 процентов голосов избирателей, теперь могут получить депутатские мандаты; всем партиям предоставлены равные возможности в использовании муниципальных зданий для проведения предвыборной агитации; до 18 лет снижен возраст кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и др.
Увеличены объемы финансирования кандидатами, избирательными объединениями своих избирательных кампаний. Увеличены масштабы государственной поддержки политических партий.
Нередко Российская Федерация опережает зарубежные государства, имеющие долголетнюю практику проведения демократических выборов. Например, приняты законы, не имеющие аналога в зарубежной электоральной практике. Политическим партиям, федеральный список которых был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле-, радиоканалах в период между выборами. Аналогичным образом обеспечены гарантии равенства политических партий, представленных в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными теле-, радиоканалами. Контроль за обеспечением таких гарантий осуществляется на соответствующих уровнях ЦИК России и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Введены серьезные меры ответственности для организаторов выборов, вплоть до уголовной. Так, увеличены в два и более раз штрафы за ряд правонарушения, в т.ч. за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.
Отдельное внимание уделено тем гражданам, которые претендуют на выборные должности. В мае т.г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, затрагивающие пассивное избирательное право граждан. Теперь не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с изменениями, внесенными в уголовное законодательство, эти преступления более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. При этом наличие таких обстоятельств, как назначение наказания условно, замена наказания, освобождение от наказания, отсрочка отбывания наказания, погашение или снятие судимости, не влечет признания права данного гражданина быть избранным.
Стратегические направления
развития избирательной системы Российской Федерации
Все решения о совершенствовании избирательного законодательства сопровождались проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний.
Благодаря сотрудничеству с российскими парламентариями, огромному опыту правоприменительной практики в ходе избирательных кампаний появляются изменения и дополнения в основные федеральные законы о выборах и другие законы, сопряженные с избирательным законодательством, например, о государственной службе, деятельности средств массовой информации. На современный политический и избирательный процесс очевидно влияние и международных избирательных стандартов.
Непарламентским партиям предоставлена возможность постоянного участия в работе ЦИК России и региональных избирательных комиссий. Что позволяет обсуждать наиболее острые вопросы организации выборов и находить правовые решения. В целях единообразного применения законов избирательные комиссии принимают нормативные акты. Избирательная система Российской Федерации становится все более открытой и демократичной.
Единый день голосования
В 2004 году ЦИК России выступила с предложением об установлении единого дня голосования в субъектах Российской Федерации. Не все эксперты однозначно восприняли это нововведение, но исследования свидетельствовали, что российские избиратели отнеслись к такой идее в основном положительно – и это стало одним из главных стимулов для принятия соответствующего решения.
Среди явных позитивных моментов для обоснования такого нововведения отмечались: унификация и упорядочение избирательного процесса, повышение уровня организации выборов; рост интереса к ним избирателей; возможность более тщательной подготовки политических партий к предстоящим избирательным кампаниям; экономия средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Единый день голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации был установлен в российском законодательстве в 2005 году и впервые проведен весной 2006 года. В настоящее время по объему голосований в субъектах Российской Федерации единый день голосования – это фактически полноценная федеральная избирательная кампания.
С 2013 года Федеральным законом установлен один единый день голосования в субъектах Российской Федерации – второе воскресенье сентября.
Укрепление системы избирательных комиссий
Организацией выборов в единые дни голосования занимаются избирательные комиссии всех уровней. Сегодня постоянно действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований. Сроки полномочий избирательных комиссий увеличены с 4 до 5 лет.
Кардинальные изменения коснулись низового, но самого важного звена избирательной системы – участковых избирательных комиссий. Установлен переход к работе участковых избирательных комиссий на постоянной основе, то есть их формирование осуществляется территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет на постоянно действующих избирательных участках, участках референдума. В течение последующих 5 лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней: на них возлагается огромная ответственность. Предусматривается, что избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в порядке, установленном ЦИК России) формируется резерв из кандидатур, предложенных в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенных членами комиссии. Назначение нового члена участковой избирательной комиссии вместо выбывшего будет производиться из этого резерва.
Информационная открытость и прозрачность: новые шаги
С целью информирования избирателей о ходе голосования и результатах выборов в единые дни голосования организуется работа Информационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, впервые открытого в октябре 2008 года.
Информация передается из избирательных комиссий по каналам Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») – крупнейшей информационно-телекоммуникационной системы страны, решающей масштабные организационные, технологические и информационные задачи, от планирования подготовки выборов до подведения итогов голосования и определения результатов выборов, референдумов.
Выборы Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года стали беспрецедентным примером по созданию условий для открытого, честного голосования и подсчета голосов избирателей.
В ходе голосования на парламентских и президентских выборах велись Интернет-трансляции с избирательных участков, просмотр которых был доступен в режиме реального времени; предоставление возможности организаторам выборов, кандидатам и представителям политических партий высказать свою позицию на созданной в ЦИК России информационной площадке; для информирования участников избирательной кампании широко использовались возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
С целью информирования избирателей на Интернет-сайте ЦИК России действовали введенные в ходе парламентских выборов в 2011 году и подтвердившие свою востребованность сервисы «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей».
Особенностью выборов главы государства стали масштабы наблюдения: его осуществляли более 220 тысяч российских наблюдателей и около 90 тысяч членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса; представители СМИ; наблюдатели-волонтеры, следившие за ходом выборов в Интернет; 685 иностранных (международных) наблюдателей из 56 государств, которые присутствовали на избирательных участках в 49 российских регионах.
Максимально быстрое и широкое информирование о ходе и результатах выборов обеспечивается ГАС «Выборы». В 1994 году была поставлена задача о создании ГАС «Выборы», а в 2009 году – задача технического переоснащения избирательной системы России.
Благодаря ГАС «Выборы», на федеральных выборах, в единые дни голосования в течение нескольких часов подводятся итоги голосования в масштабах всей страны, которые с помощью средств отображения и телевидения незамедлительно доводились до сведения граждан Российской Федерации, а также транслировались во многие страны мира.
Техническое переоснащение избирательной системы
Это одно из важных направлений развития института свободных выборов в Российской Федерации, повышения доверия к результатам выборов. Первый в российской электоральной практике эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет проводился в единый день голосования в октябре 2008 года в ходе муниципальных выборов в городе Новомосковске Тульской области. Ключевым звеном в представленной технологии стал диск для электронного опроса.
Такого рода эксперименты проводились в Волгоградской, Вологодской и Томской областях с использованием диска для электронного опроса, также применялись: во Владимирской области – технология удаленного электронного опроса с применением сетей мобильной связи стандарта GSM 900/1800, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – электронная социальная карта. Эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием мобильной связи был продолжен в единый день голосования в октябре 2009 года в городе Кингисеппе Ленинградской области.
В марте 2010 года в ходе выборов депутатов Рязанской областной Думы отрабатывались технологии применения перспективных программно-технических средств, включая модернизированный КОИБ и опытный образец автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии.
На парламентских выборах в декабре 2007 года КОИБ применялись на 1457 избирательных участках в трех субъектах Российской Федерации (в Москве, в Саратове и в Ставрополе); КЭГ – на пяти избирательных участках в Саратове. 4 декабря 2011 года впервые в истории избирательной системы Российской Федерации на почти 5 процентах избирательных участков в каждом из 83 субъектов Российской Федерации избиратели голосовали с помощью КОИБ или КЭГ; с их помощью проводился подсчет голосов избирателей. 327 КЭГ применялись в 7 субъектах Российской Федерации. За пределы Российской Федерации КЭГ были доставлены: в Латвийскую Республику – 5 КЭГ, в Республику Польшу – 4, в Федеративную Республику Германия – 10. В город Байконур (Республика Казахстан) доставлено 8 КЭГ. В 76 субъектах Российской Федерации использовались 4828 КОИБ-2010.
В единый день голосования 14 октября 2012 года в 43 субъектах Российской Федерации комплексы обработки избирательных бюллетеней использовались на почти 2,5 тысячах избирательных участков.
Применение веб-камер
Их использование началось много ранее, чем в марте 2012 года. Так¸ в единый день голосования в марте 2010 года на 95 избирательных участках в 12 субъектах Российской Федерации были успешно применены веб-камеры, которые предоставляли любому гражданину, имеющему доступ в Интернет, возможность наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей в режиме реального времени.
В день голосования 4 марта 2012 года результативно действовал уникальный по масштабам и срокам реализации проект – прямая трансляция процедуры голосования и подсчета голосов избирателей с веб-камер, установленных в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий. Не только с территории России, но и из-за рубежа, пользователи Интернета в режиме реального времени могли наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов на 80 тысячах избирательных участках; с 11 тысяч участков производилась запись информации с передачей ее в центры обработки данных. По информации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 3–4 марта было осуществлено более одного миллиарда веб-трансляций, а на каждого зарегистрированного пользователя пришлось в среднем около 50 минут видеотрансляций.
На выборах 14 октября 2012 года средства видеонаблюдения применялись на более чем 5 тысячах избирательных участков в семи субъектах Российской Федерации – Амурской, Брянской, Белгородской, Калининградской, Московской, Новгородской и Рязанской областях.
______________________
*Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».
Использован интернет-материал выступления Председателя ЦИК России
на 6-ом Всероссийском конгрессе политологов (пленарное заседание).
Москва, МГИМО, 22 ноября 2012 года
«Тенденции эволюции российской избирательной системы (вектор развития российской избирательной системы)».
(www.cikrf.ru)